«Чай с экспертом»: руководитель практики гражданского права «Группа Регион» отвечает на вопросы об упрощённой процедуре банкротства граждан
С 1 сентября в России вступил в силу Закон о внесудебном банкротстве граждан, предоставляющий физическим лицам возможность в упрощённом порядке, через МФЦ, объявить себя банкротом без обращения в суд и без привлечения арбитражного управляющего.
Руководитель практики гражданского права Олег Горбунов поделился мнением о недавно введённой процедуре упрощённого банкротства физических лиц.
— Олег Алексеевич, разговоры об упрощённом банкротстве шли в течение последних нескольких лет и теперь наконец эта процедура заработала, насколько оправдались ожидания от неё?
— Верно, о необходимости упростить банкротство говорили уже давно, как экспертам, так и гражданам стандартная процедура банкротства казалась недостаточно эффективной из-за её высокой стоимости, длительности и большого количества бесполезных процедур, которые не имеют смысла в 80% случаев. Законопроект об упрощённом банкротстве претерпел множество изменений, но таким, каким он получился в итоге, его не ожидал никто.
— Что Вы имеете ввиду?
— Само по себе появление внесудебной процедуры банкротства гражданина, конечно, давно напрашивалось. Принятие данных поправок позволило многим гражданам, не имеющим возможности погасить долги, пройти упрощённую процедуру банкротства без необходимости обращения в суд и несения соответствующих связанных с этим расходов. В то же время, при внимательном изучении положений § 5 Главы X Федерального закона № 127-ФЗ, обнаруживаются недостатки, наличие которых создаёт серьёзные и явно не обоснованные препятствия, делающие для многих использование данного механизма освобождения от долгов недоступным.
Прежде всего речь идет о критериях для применения этой процедуры. Первый из них — общий размер долгов гражданина, который не должен превышать 500 тыс. руб. Это довольно низкий порог, который оставляет за бортом процедуры большинство должников.
Во-вторых, что самое главное, обратиться с заявлением о банкротстве можно только по окончании исполнительного производства в связи с отсутствием имущества, на которое можно обратить взыскание.
— И чем это критично?
Это сужает круг применения процедуры еще больше, оставляя её только для безработных или хорошо прячущих активы граждан. Люди, которые имеют хоть какой-то доход, в том числе и пенсию, не смогут воспользоваться ею, так как исполнительное производство по ним не будет заканчиваться до полного взыскания долга, даже если это займёт много лет. Это положение закона стало самым неожиданном и противоречивым из всех.
Кроме того, с момента возникновения просрочки по кредиту пройдёт не меньше 1-2 лет, прежде чем должник получит возможность пройти внесудебную процедуру. За это время кредитор сначала проведёт досудебный этап взыскания (звонки и визиты коллекторов, давление на родственников и коллег), потом подаст в суд, получит судебное решение о взыскании долга и подаст исполнительный лист в суд. И только если у должника нет ни имущества, ни вообще никакого дохода, спустя 3-6 месяцев пристав окончит исполнительное производство и должник получит возможность подать долгожданное заявление в МФЦ.
— Как Вы считаете, чем это вызвано?
— В процессе обсуждения законопроекта было много заинтересованных сторон и камней преткновения, разумеется, свой интерес имело и банковское сообщество, которое не желало терпеть убытки из-за повального банкротства своих заёмщиков. Поэтому, я думаю, закон и был принят в таком половинчатом виде, чтобы и законодатель отчитался о том, как он печётся об интересах граждан, и банки получили закон, которым не сможет воспользоваться большинство потенциальных банкротов.
— Какие выводы Вы можете сделать на данный момент? Процедура совсем бесполезна?
— Внесудебное банкротство, конечно, поможет, но только сравнительно небольшому числу должников. Для большинства стандартная судебная процедура остаётся безальтернативной. В общем-то это не смертельно, поскольку она исправно работает, в одной только Липецкой области через неё успешно проходят не меньше 150-200 человек в месяц. Но те цели, которые ставились при разработке процедуры внесудебного банкротства, однозначно достигнуты не были, стоит ли ожидать в обозримом будущем изменений – совершенно неизвестно.
Напоминаем нашим читателям, что более подробно о внесудебной процедуре банкротства Вы можете узнать в нашем специальном материале